Методическая копилка

 

Конспект экскурсия «Весна в моём любимом парке»

Человек стал человеком,

когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья…»

В. А. Сухомлинский

 

Цель: воспитание любви к природе, бережному отношению к окружающему миру; расширение знаний детей о природе.

Задачи:

Образовательные: Формировать представления  детей о поведении в общественных местах, обобщить и конкретизировать представления детей о парке.

Развивающие: Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в парке, упражнять детей в умении поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе, способствовать  получению детьми  ощущения бодрости, счастья, положительных эмоций, возвращению  ощущений приятных переживаний.

Методы: словесные (беседа, понятия), наглядные, рефлексия.

Место проведения экскурсии: парк

Время проведения: май

Подготовка воспитателя к экскурсии:

1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью.

2. Провести беседу об охране природы.

3. Познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка детей к экскурсии: побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

Ход экскурсии:

 

- Ребята, мы с вами каждый день бываем в парке. Сегодня мы пойдем, но не играть, я предлагаю вам отправиться на экскурсию. 

- Как вы думаете, что такое экскурсия? (дети предлагают свои варианты)

- Молодцы! Много было высказано предположений. Действительно, в толковых словарях даётся следующее определение:

  ЭКСКУРСИЯ (от лат. excursio - поездка) - коллективное посещение достопримечательных мест, прогулка, выход на поиск чего, выход для собирания трав.

- А что такое парк? (дети предлагают свои варианты).

- Правильно. Я дополню ваши ответы определением из словаря:

ПАРК (от средневекового лат. parricus - отгороженное место), 1) участок земли для прогулок, отдыха, игр, с естественной или посаженной растительностью, аллеями.

Сейчас мы и наши гости пойдём в парк и отметим, какие изменения произошли в парке с приходом весны.

- Перед тем, как мы пойдём строиться, я предлагаю вам послушать некоторые звуки. Отгадайте их.

- Пусть каждый из вас, по дороге в парк, вслушается в звуки, которые нас окружают. А когда мы придём, вы расскажете, что услышали, и попробуете повторить. Хорошо?

- Идём парами, в парке без разрешения не разбегаемся, в руки посторонние предметы не берём, слушаем воспитателя.

В парке

- Мы с вами пришли в парк. Это маленькая модель леса, за исключением того факта, что мы не встретим здесь животных леса.  Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в парке.

-находясь в парке нельзя портить деревья и кустарники;

-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний;

-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в парке;

-нельзя бросать мусор. 

Правильно,молодцы,ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

- Скажите, какие звуки вы слышали? А вам нравится, как поют птицы?

- Как вы  думаете, где больше живет птиц: в лесу или в парке?

- А почему? (лучше вить гнёзда, больше еды могут найти и т.д.)

-Чем питаются птицы, обитающие в парке?

- Они собирают на деревьях и кустах насекомых, выклевывают семена трав на клумбах и газонах.

- Как мы можем помочь этим птицам? (изготовить и повесить скворечники, кормушки и т.д.)

- Скажите, почему в парке нужно ходить по дорожкам? (чтобы не вытаптывать траву, не навредить мелким насекомым и т.д.)

- Посмотрите вокруг. Что растёт в парке? (кустарники, деревья)

- Самые высокие обитатели - это деревья. Назовите, пожалуйста, признаки дерева (толстый ствол, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону).

- Назовите, пожалуйста, деревья, которые растут в нашем "лесу".

 (Акация, берёза, клён, рябина, черёмуха..) Чем отличается одно дерево от другого? (листьями, корой, стволом и т.д.)

Показать каждое дерево, подойти.

- В парке множество кустарников. Какие кустарники вы нашли?

Шиповник, смородина...

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

(У кустарников ветви отходят от земли, также у них нет толстого ствола.)

- Покажите, как растут кустарники. Как качаются на ветру их ветки?

Как растут деревья? Как качаются ветви?

- С деревьев и кустарников падают ветки, слетают листья. Можем ли мы всё это собрать и разжечь костёр, чтобы освободить парк от ненужного мусора?

(Нет, этого делать нельзя, так как огонь от костра может перейти на деревья и захватить всю площадь парка: это очень опасно!)

- Ребята, мы условились, что наш парк - это маленький лес. Давайте все вместе вспомним правила поведения в лесу и парке.

Итак, первое: не разжигать костёр, так как от него могут загореться деревья. Ребята, продолжайте!

1.     Не ломать живые ветки деревьев и кустарников.

2.     Не рвать траву.

3.     Не уничтожать грибы (даже несъедобные).

4.     Не разорять муравейники.

5.     Не шуметь.

6.     Не обрывать паутину и не убивать пауков...

- Молодцы! Если мы будем соблюдать эти правила, то, несомненно, сохраним первозданную красоту природы.

- Ребята, а когда появляются облака? (во второй половине дня). Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.

Я предлагаю вам нарисовать облака, когда мы придём в группу,

- Ребята, каких живых существ мы можем встретить в парке?

- Муравьёв, жуков, пауков.

- Какие признаки отличают пауков от насекомых?

- У пауков иное строение тельца, нежели у насекомых, также у них не шесть лапок, а восемь.

- Ребята, вот и закончилась наша небольшая экскурсия. Молодцы, вы сегодня многое узнали и, конечно, устали.  Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Посмотрите, как работники парка держат всё в чистоте.

- А кто знает пословицу о порядке? (Чисто и красиво не там, где метут, а там где не сорят.)

- Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Сегодня мы узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного парка и сделали для себя вывод: чтобы наш парк, наш город был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям: и взрослым и детям.

Есть у каждого родина малая,

Место, где ты родился и рос.

Там заря по-особому алая,

И всё трогает душу до слёз…

Подведение итогов экскурсии:

- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Сейчас мы возвращаемся в школу. Вы отдохнёте, поспите, а затем нарисуете, всё то, что увидели в парке. Из ваших рисунков мы организуем выставку.

 

 

 Прогулка-наблюдение «Солнышки на траве»

Цель: актуализация знаний учащихся об одуванчике.

Задачи: актуализировать знания учащихся об одуванчике: форма, размер, окраска листьев и цветов; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, применения; развивать познавательный интереса в ходе экспериментальной деятельности; развивать быстроту реакции, скорость, слаженность действий в командной игре.

Оборудование: баночка с водой.

Ход прогулки

    I.            Вводная часть

1.Организация детей на прогулку. ТБ в  ходе прогулки.

2. Сообщение  темы и цели.

II.            Основная часть

1.Чтение сказки –загадки. Актуализация знаний учащихся.

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождичком и пошло гулять по небу.  Смотрит- хороша земля! И леса, и луга- все в зеленом наряде, каждая травинка переливается. И все-таки чего-то не хватает.

-Что бы еще такое придумать? Чем обрадовать людей? Взмахнуло оно золотым рукавом- брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки.

-На меня похожи!- обрадовалось Солнышко.

 А сердитая Зима неподалеку пряталась в глухом лесу, в глубоком овраге.

Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит- а в траве много- много маленьких солнышек светится.

 Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла.

С той поры эти цветочки так и щеголяют: сначала в желтом плане, а потом-

 в белой пушистой шубке.

 Воспитатель. O каком цветке идет речь? (Об одуванчике.)

2.Эвристическая беседа.

Воспитатель. Где растут одуванчики? (Ответы.)

 Одуванчик растет везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов. Цветет растение с апреля по сентябрь.

Задание: найти на пришкольном участке одуванчики.

 Рассматривание цветка

-Как выглядит одуванчик? (Ответы.)

- У цветка длинный толстый корень. (Можно вырвать одуванчик и показать корень цветка. Для этого желательно использовать лопотку или тяпку.)

Над землей-розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги он получает из земли, тем ярче и сильнее его листья.

В середине каждого листа есть желобок (углубление). Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения.

Из середины корня растения тянется вверх цветочный стебель- толстая трубочка без листьев.

На верхушке стрелки - корзиночка, наполненная мелкими цветами каждый цветок- это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. ( Предложить детям понюхать цветок, поднеся его близко к носу, а потом внимательно посмотреть на  носы товарищей.)

Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые семена.

Воспитатель. В какое время можно любоваться золотыми цветами одуванчика? (Ответы.)

-Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду можно уже в шесть часов утра любоваться ярким цветком.

Лишь солнышко пригрело,

 У тропинки в ряд

Цветочки приодели

Свой солнечный наряд.

Нежатся на  солнышке,

Купаются в россе,

Светятся, как звездочки,

 В низенькой траве. Н. Алейникова

3. Проведение опыта.

Воспитатель. Знаете ли вы, что одуванчики могут показать нам настоящее волшебство?  

Сорвать несколько цветков с длинными и толстыми стеблями. Рассмотреть полый кружочек на конце каждого стебля. Разделить его на несколько частей так, чтобы получились длинные полоски по всей длине стебля. Опустить их в воду и наблюдать, что будет. Полоски будут закручиваться прямо на глазах, пока не получится множество мелких «кудряшек» (это и есть волшебство»). Воспитатель. Послушайте, какие прозвища есть у одуванчика. Попробуйте их объяснить.

    • Светик - светится в траве, как солнышко.

·        Пушица – отцветая, превращается в пушистый комочек.

      • Солдатики - каждое семечко-парашютик, как солдатик.

      • Молочник - сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко.

      • Летушки - семена-парашютики взлетают от легкого дуновения ветерка.

      • Придорожь-любит расти у дороги.

      • Плешивец - ветер дунет - семена разлетаются, а на месте остается голая      головка цветка

Одуванчик, одуванчик,

На кого же ты похож?

Ты и мягкий, и пушистый,

И лохматый, словно еж.

А вот если затанцует

Ветер быстрый и лихой,

 То прическу твою сдует -

Будешь лысый и смешной.   И. Эрф

Воспитатель. Помните, любоваться лучше растущим цветком. Сок стебля сорванного одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы завянут, не простояв и дня.

-Почему одуванчиков так много? (Предположения детей.)

Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется больше двухсот семечек, а все растение дает до трех тысяч семян! Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их так много кругом

- Когда одуванчик из желтого становится белым? (Ответы.)

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки и становятся похожи на шарики. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки -парашютисты. А на  стебле остается головка цветка.

Зной в травинку подышал

И  надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

Шар пустил по свету пухом.

Был он желтым, стал он белым

Только дунет ветерок,

К облакам взлетит он смело-

Он летающий цветок.

Воспитатель. Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Ответы.)

Целебными свойствами обладают корни. Отвар из них помогает возбудить аппетит, имеет кровоочистительное свойство.

 - Можно ли одуванчик употреблять в пищу? (Предположения учащихся.)

Из молодых листьев этого растения делают салаты, приправы к мясным блюдам; цветочные почки маринуют с чесноком и добавляют в винегреты,  блюда и дичи; из раскрывшихся бутонов готовят одуванчиковый мед; из молотых корней делают замечательный кофе.

В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается. Вспомните, почему (Ответы.)

4.Подвижная игра «Цветы и ветерки»

По центру площадки чертят линии на расстоянии 2 м друг от друга, на расстоянии 10 м от каждой проводят еще по линии. Дети делятся на две команды: «Цветы» и «Ветерки». Игроки команд стоят лицами к внутренней черте. Каждый игрок из команды «Цветы»  придумывает себе имя - название цветка: Ромашка, Одуванчик, Лилия и т. д.

 Игра начинается с диалога, который открывает команда «Цветы»:

-Здравствуйте, ветерки!

- Здравствуйте, цветы!

- Ветерки, отгадайте наши имена!

«Ветерки» начинают называть «цветы» и как только угадывают одно из названий, « цветок» убегает за черту, а «ветерки» пытаются его догнать.  После одной игры команды меняются ролями. По числу пойманных игроков начисляются баллы.  Победитель определяется по числу баллов после оговоренного заранее числа игр.

III.            Заключительная часть

1.Загадки.

Воспитатель. Одуванчик настолько удивительное растение, что на ряду с  огромным количеством легенд и стихов, о нем сложены и загадки.

 - Какие из этих загадок об одуванчике?

1)В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

 У него не горячи (Подсолнух.)

2)Глазок золотой

На солнце глядит.

Как солнце нахмурится,

Глазок прищурится. (Одуванчик)

3)Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

 На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш.)

4)С молоком, но не коровушка,

 Летает, а не соловушка.(Одуванчик.)

2.Подведение итогов.

3.Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, кому что больше всего понравилось  на занятии?

 

                         Практикум

«Приходите в гости к нам»

Цель: воспитание культуры поведения во время приёма гостей;

 Задачи: научить правилам поведения в гостях; развивать коммуникативные навыки; формировать умение анализировать различные ситуации общения, уважительное отношение к окружающим людям; развивать умение перевоплощения в разные роли;  воспитывать у детей умения сосредотачивать слуховое внимание;

Оборудование: иллюстрации.

Ход занятия

      I.            Вводная часть

1.     Эмоциональный настрой. Введение

Добрый день, ребята!

Ребята, давайте с вами вспомним игру - приветствие:

     Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень.

( дети здороваются друг с другом)

2.Сообщение темы и цели.

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Посмотрите, пожалуйста на доску.

Скажите, кто из вас догадался, о чём мы сегодня на занятии будем говорить?

(ответы детей)

Мы поговорим о поведении гостя и хозяина, о культуре поведения за столом, научимся принимать гостей.

   II.            Основная часть

1.Работа над темой.

- Кто из вас не любит ходить в гости? Зачем люди ходят в гости?( ответы детей)

-На это есть много причин. В гостях собираются разные люди: поговорят о том, о сём - и всем польза: узнали новости, обсудили события - и стали умнее. А как приятно, когда увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнётся. Праздничные гуляния сближают людей: они лучше узнают друг друга, делятся душевным теплом, помогают близким.

-А теперь посмотрим, как встречали гостей в старину.

2. Театральные постановки

-Ребята подготовили сценку « Встреча гостей в старину»

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Хозяйка: Посидим рядком да поговорим ладком!

Воспитатель. Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами.

Книги о хороших манерах существовали не всегда. Правила поведения людей передавались в пословицах и поговорках. Эти народные мудрости хороши и точны, запоминаются быстро и надолго.

Пословицы:

Много гостей - много новостей.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Гость доволен - хозяин рад.

Умел в гости звать, умей и встречать.

Чувствуй себя, как дома, но не забывай, что ты в гостях.

-Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте- ка, попробуем сегодня разобраться в этом.

Сценка « Ну, и хозяин»

Хозяин. А, это вы!

Гости. Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую игру.

Хозяин (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру-

Вы протрёте в нём дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать-

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

И не надо книги брать.

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Воспитатель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? (ответы детей)

3.Аналитические выводы

Правила для  хозяев.

-Улыбка - самое главное при встрече гостей.

-Хозяева должны позаботиться о каждом госте.

-За стол хозяева садятся первыми.

-Не заканчивай еду и не вставай, если гости ещё едят.

-Принимая у себя дома гостей, нужно продумать программу развлечений.

-Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

Правила поведения для гостей.

-Приходи в гости по приглашению и без опозданий.

-Веди себя скромно и культурно.

-Уходя, попрощайся со всеми и поблагодари за приятный вечер.

4. Просмотр видеофильм «Винни Пух в гостях у кролика»

Воспитатель. Как вы оцениваете поведение Винни Пуха? Чему можно поучиться у Кролика?( ответы детей)

-В гостях принято подавать угощение, усаживать за стол. Существуют определённые правила поведения за столом. Этикет. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя  в обществе.

Воспитатель. Ваши мамы умеют накрывать на стол. Помогаете ли вы им? Что надо поставить на стол? (ответы детей)

Воспитатель. Чтобы не было скучно, хозяин должен уметь занять  своих гостей.

Расскажите, чем вы занимаете своих гостей?

5.Физкультминутка

 

Давайте поиграем.

 « Самый внимательный» ( отвечайте на вопрос « Я»)

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто любит груши?

Кто не моет уши?

Кто по улице гулял?

Кто в лужу упал?

Кто маме помогал?

Кто пол подметал?

Кто гостей встречал?

Кто посуду  помыл?

Кто чашку разбил?

Подведение итогов.

-Вы готовы идти в гости? А принимать гостей?

Воспитатель.

« В гостях хорошо, а дома лучше»- говорится в пословице. И как бы хорошо ни было в гостях, всегда наступает момент, когда нужно уходить, момент прощания.

Хозяин: Спасибо гости дорогие, что зашли к нам, проведали.

Хозяйка: Приходите к нам ещё, мы всегда рады встрече с вами.

Хозяин: Наше пожелание звучит просто.

Хозяйка: Чтоб к вам приезжали желанные гости.

Хозяин: Чтоб люди на вас не имели бы злости.

Хозяйка: Так будьте здоровы, живите богаче!

Хозяин: Пусть в жизни сопутствует всем вам удача!

Воспитатель. Благодарю всех за работу.

 

 

Загадки про осень


Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)

Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)

Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем... (гербарий)

 

        










План-конспек занятия 

в группе продлённого дня первых классов

на тему «Полезные и вредные привычки»

Цели: 

Пропаганда здорового образа жизни, учить детей отличать вредные и полезные привычки и формирование представления о методах борьбы с вредными привычками.

Задачи: 

- Воспитывать у детей отрицательное отношение ко всем вредным привычкам, большое желание вести здоровый образ жизни;

-Развивать познавательную активность, творческое воображение;                              

- Сформировать у учащихся стремление к выработке у себя полезных привычек;

-  Воспитывать культуру поведения;

-Актуализация знаний детей о профилактике и борьбе с вредными привычками;

- Продолжать учить работать в группах, развивать умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: лепестки с полезными, вредными привычками, профилактикой вредных привычек, круг-сердцевина (3 шт), карточки с соотнесением привычки и последствия, картинка или игрушка Чебурашка, жетоны в виде зубов, макет губ, карандаши, ручки.

Ход занятия 

Организационный момент. 

- Сегодня мы проводим заседание клуба «Здоровей – ка». 

Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь. Пожмите крепко друг другу руку и скажите: «Я рад тебя видеть.» - А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: «Мы рады Вас видеть.» - Садитесь, пожалуйста.

 ( Дети  рассаживаются на три группы) 

Сообщение темы и целей занятия. 

- Наше заседание я хочу начать со слов хорошо известного вам стихотворения Владимира Маяковского: 

Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха:

 - Что такое хорошо? И что такое плохо? 


- Чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Хорошо и плохо». 

Я буду предлагать вам некоторые высказывания, а вы, если с ними согласны – поднимаете большой палец вверх («Да»), если не согласны - большой палец вниз («У – у»). 

1. Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер. ( У – у) 

2. Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. (Да) 

3. Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. (Да) 

4. Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. (У – у) 

5. Нет приятнее занятия, чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, что там спрятано внутри. (У – у) 

6. Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я всё и без разбора, потому что я … ОБЖОРА. (У – у) 


- Итак, кто же догадался, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (О привычках) - Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. (Узнать, какие привычки относятся к вредным, какие – к полезным; как бороться с вредными привычками.) 

- Вы абсолютно правы. 

 Основная часть. 

1. – У каждого человека есть привычки, то есть то, что мы совершаем, не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка чистить зубы, или заправлять свою постель, или убирать за собой игрушки. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое – либо действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь, автоматически.

 - Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы. Какие? (Вредные и полезные)

 2. Проект «Наши привычки». 

А) Работа в группах. 

Создание мини – проектов «Собери цветок»: 1 – ая группа – цветок под названием «Полезные привычки» 2 – ая группа – цветок под названием «Вредные привычки» 3 – я группа – цветок под названием «Профилактика вредных привычек» (то есть что надо делать для того, чтобы их победить) 

Оборудование: - лепестки с названием вредных и полезных привычек и лепестки с названием профилактических действий. На партах у каждой группы – сердцевина – овал для лепестков.

Лепестки: - качаться на стуле, есть на ночь, не мыть руки перед едой, долго сидеть за компьютером, грызть карандаш, не чистить зубы; грубить старшим, прогуливать уроки, драться, есть много сладкого.

- соблюдать режим дня, соблюдать гигиену, делать утреннюю зарядку, много читать, правильно питаться, следить за своим внешним видом. 

Профилактика вредных привычек: - занятия физкультурой и спортом, правильно питаться, игры на свежем воздухе, слушать родителей, соблюдать правила личной гигиены, соблюдать режим; - 

 ( Учащиеся работают в группах; после обсуждения цветы-проекты вывешиваются на доску) 

Б) Защита мини – проектов. - Перечислите полезные привычки. - Почему их называют «полезными»? (Приносят пользу человеку, помогают сохранить здоровье.) - Перечислите вредные привычки. - Какие ещё вредные привычки вы можете назвать? (Есть много сладкого, грубить старшим, грызть ногти, ковырять в носу, болтать ногами, показывать язык, вытирать рот рукавом, чавкать во время еды, строить рожицы.) - Почему эти привычки называют «вредными»? (Они вредят нашему здоровью.) 

В) Игра «Да-НетКа». Полезная привычка – шаг вперед, вредная – шаг назад.


1.Постоянно жевать жвачку

2. Обманывать

3. Умываться каждое утро

4. Чистить зубы

5. Грызть ногти, карандаш, ручку

6. Класть вещи на место

7. Делать зарядку

8. Опаздывать

9. Говорить правду

10. Лениться

11. Убирать за собой игрушки, учебники

12. Помогать родителям

13. Драться

14. Выполнять режим дня

15. Учить уроки

16. Кричать

17. Мыть руки перед едой

18. Бросать мусор,  где попало

19. Клянчить покупки, капризничать

20. Кушать фрукты и овощи

21. Пользоваться словами-паразитами


3. Определение связей между полезными и вредными привычками и их последствиями. - Действительно, любая привычка (полезная или вредная) оказывает какое – либо влияние на человека. Я предлагаю вам попробовать установить связи между полезными и вредными привычками и их последствиями. 

- У вас на столах лежат карточки, рассмотрите их. Установите связи – соедините стрелкой – какие последствия влекут за собой перечисленные привычки. 

Оборудование: у каждой группы – карточки, ручка

Карточки:

Чистить зубы – здоровая улыбка

Не мыться – с грязнулями никто не общается

Делать зарядку – отличное настроение

Долго сидеть за компьютером – плохое зрение

Заниматься спортом – быть сильным и выносливым

Есть чипсы – болезни желудка

Давать прозвища – остаться без друзей

Часто мыть руки – не болеть

Читать лёжа – плохое зрение

Громко слушать музыку – проблемы со слухом

Разбрасывать игрушки – тратить много времени на поиск чего-то и уборку

Неопрятный вид – никто не хочет дружить


4. – Сформировавшись у человека, вредные привычки отрицательно влияют на его поведение, на его представление о мире и о себе, на его отношение с окружающими, на его здоровье. 

Как же избавиться от вредных привычек? Что для этого необходимо делать? Об этом нам расскажут ребята из 3 – ей группы. (Защита мини – проекта «Профилактика вредных привычек») 





Закрепление.

– Действительно, избавиться от многих вредных привычек помогают занятия физкультурой и спортом. Давайте и мы с вами немного отдохнём, проведём физкультминутку. Встаньте, пожалуйста. 

Как живёшь? (Вот так!)

 Как идёшь? (Вот так!) 

Как плывёшь? (Вот так!) 

Как летишь? (Вот так!) 

Как бежишь? (Вот так!) 

Как шалишь? (Вот так!) 

Как сидишь? (Вот так!) 

- Молодцы! 

2. – Соблюдение правил личной гигиены также играет большую роль в борьбе с вредными привычками. Какие правила личной гигиены вы знаете? (Умываться утром и вечером, чистить зубы 2 раза в день, мыть руки с мылом, делать зарядку, следить за своим внешним видом, всегда быть чисто и опрятно одетым.) 

- Я предлагаю вам отгадать загадки о предметах личной гигиены: 

а) Целых 25 зубков для кудрей и хохолков. 

И под каждым еѐ зубком лезут волосы рядком. (расчёска) 

- Для обсуждения предлагаю следующую ситуацию: Вова забыл дома расчёску и стал просить её у своего товарища Серёжи. Но Серёжа не дал свою расчёску. Прав ли Серёжа? Можно ли его считать жадиной? Почему? (Нет, Серёжа не жадина. Он знает, что расчёска – это предмет личной гигиены и пользоваться своей расчёской может только один человек – её хозяин.) 

б) Костяная спинка, на брюшке щетинка. 

По частоколу попрыгала, всю грязь повыгнала. (зубная щётка) 

3. – Ну и, конечно, говоря о вредных привычках, мы не имеем права обойти разговор о правильном питании. Ведь, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Предлагаю вам поиграть в игру «Хлопай – топай». На днях мне пришло письмо от Чебурашки. Он заболел. Чтобы быстрее поправиться, составил себе меню из любимых продуктов, но лучше ему почему – то не становится. Давайте поможем Чебурашке убрать из его рациона такие «любимые», но вредные продукты. Я прочитаю, из каких продуктов составлено меню. Если названный продукт надо оставить  – вы хлопаете в ладоши, а если его надо убрать – вы топаете. Готовы? 

Завтрак: конфеты, торт, каша овсяная, пепси – кола, хлеб с маслом, чипсы, чай. Обед: суп рыбный, пирожное, салат из свежих овощей, чупа – чупс, рыба с гарниром, жвачка, упаковка желатинок, компот из сухофруктов. 

Ужин: торт, шоколад, манная каша, фрукты, шоколадные конфеты, кефир на ночь. 


– Почему нельзя есть много сладкого? (портятся зубы, возникают проблемы с лишним весом, можно заболеть сахарным диабетом) 

- Почему нельзя есть чипсы, чупа – чупсы, пить пепси – колу, фанту? (в них содержится много красителей, консервантов, которые очень вредят здоровью) 

- Молодцы! Будем надеяться, что мы помогли Чебурашке, и он теперь быстро пойдёт на поправку. 


V. Рефлексия. - Заседание нашего клуба «Здоровей – ка» подходит к концу. Понравилось ли вам наше занятие? У вас на столах лежат жетоны с изображением зуба и цветные карандаши. Кто считает, что он получил на нашем занятии важную информацию и будет использовать её в жизни, оставьте свой жетон в белом цвете. - Кто считает, что информация важная, но в жизни не пригодится –раскрасьте жетон в жёлтый цвет. - Кто считает, что он получил не очень важную информацию – раскрасьте жетон в чёрный цвет. (раскрашивание жетонов) 

- А теперь приклейте свои жетоны к трафарету губ. (висит на доске) - Давайте посмотрим, каковы же наши результаты.

 - А теперь для закрепления прошу вместе со мной закончить стихотворение – совет по ЗОЖ:

Чтоб здоровье было в порядке,

Не забывайте вы о … (зарядке)

Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с … (мылом)

Не страшна зубам щекотка,

Им нужна пожестче  … (щетка)

Ей спины моей не жалко

С мылом трёт её… (мочалка)

Чтоб вылечить парнишку,

Ставьте градусник… (под мышку)

Подружилась с физкультурой

И горжусь сейчас… (фигурой)

Стать сильнее захотели?

Поднимайте все… (гантели)

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши… (руки)



Вывод: - Наши привычки формируем мы сами. Хочется надеяться, что те вредные привычки, о которых мы сегодня говорили, обойдут вас стороной. А для этого вы должны уметь сказать себе: «НЕТ вредным привычкам!» Давайте вместе вслух произнесём эту фразу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий